Мастерский меморандум

Общие сведения об игре

Ролевая игра "Вчера была война" проводится на ежегодном конвенте любителей творчества Лоис М. Буджолд "Форкон" и является одним из мероприятий кона. Ролевая игра служит средством для создания тесного круга единомышленников, интересующихся мирами Буджолд. Поэтому главной целью игры является налаживание дружеских отношений между участниками конвента, создание конструктивной атмосферы для становления и укрепления клуба Буджолд, для различных видов фэн-творчества участников клуба.

Эта цель ставилась и на прошедших двух играх (2002 и 2003г.) и была успешно достигнута. На предыдущих играх достижение цели обеспечивалось выбором сюжета, вынуждающего игроков к содействию, необходимому для вырабатывания совместного решения. Игра на Форконе-2004 отличается от предыдущих жанром и требует дополнительного объяснения целей и задач для игроков.

Барраяр - мир, дающий возможность испытать чувство восхищения его нравственными принципами, чувство патриотической гордости за великую державу. Но Империя дает не только славу и защиту, она жестко требует выполнения долга перед ней от своих подданных. Новая игра предлагает игрокам воссоздание тревожного периода истории Барраяра - начала правления регента Форкосигана в момент завершения гражданской войны. Этот период является переломным для империи, концом абсолютизма, периодом, когда ясна неизбежность политических и экономических реформ. Внутренняя и внешняя ситуация в империи нестабильна, и хоть власть регента, без всякого сомнения, сильна, но империя как политическая система на грани краха.

Краткое описание сюжета

Основная интрига игры - политическое расследование деятельности высших лиц Империи во время мятежа Фордариана. Ролевое действие задумано как игра на нравственно-этическом поле. Практически каждый игрок может попасть под карающий меч имперского правосудия. Игра дает возможность для нравственного выбора персонажа, стоящего перед такими проблемами как: честь или истина, собственные убеждения или требования закона, благополучие близких или страх смерти. Такие и подобного рода дилеммы будут поставлены напряженной обстановкой игры, где персонажи смогут испытать мощь и силу имперской машины подавления. При этом игроки должны понимать, что на игре нет однозначно правильного решения этих проблем: они не имеют единственного ответа как арифметические задачки и следует искать решение по ходу событий, согласно этическим представлениям персонажа.

События, происходящие на игре, будут совершаться в реальном времени, но обстановка не будет способствовать концентрации только на единой проблеме. Помимо политического расследования, события мятежа требуют выяснения и следствия многочисленных преступлений различного характера, совершенных во время мятежа, а возможно, и во время игры. Таким образом, жанр игры можно определить как "расследование преступлений", где присутствуют такие роли как потерпевший, сыщик и свидетели. Роль сыщика (следователя) требует активности и инициативности, в основном эта задача - для служащих СБ и муниципальной охраны. Требования и задачи к этим ролям выдвигаются мастерами отдельно.

Итак, сюжет: Прошло 5 дней после смерти принцессы Карин и императора (хе-хе!) Фордариана. "На третий день после гибели Фордариана столица сдалась войскам лорда-регента - хотя и не без единого выстрела, но все же без такого кровопролития, какого опасалась Корделия. С боем пришлось занимать только здание Генерального штаба и императорский дворец" - как говорится, "я читаю". Но! Маленькая поправка, в оригинале у Лоис сказано - не Генштаб, а здание СБ, что вполне логично, вспоминая его архитектуру.

Следовательно, через 2 дня после штурма мы можем наблюдать в столице примерно следующее:

Всем приличным людям из сословия форов, а также не-форов - служащих Империи, которые волей судьбы находились во время бунта мятежника Фордариана в столице, следует быть готовым к даче показаний о своих поступках и словах во время этих прискорбных событий.

Кроме того, в то время, когда Корделия с маленьким Грегором скрывалась в горах и лесах, произошло нечто, не упомянутое в романе. Воспользовавшись ситуацией, Цетаганда решила провести молниеносную военную операцию и захватить Комарру. Благодаря решению командования флота - временно занять нейтральную позицию к происходящему на Барраяре и повысить боевую готовность - попытка Цетаганды потерпела неудачу. Доблестному барраярскому флоту удалось защитить П-В туннели, но небольшая война в неком локальном пространстве все же стряслась, были потери с обеих сторон. Подобного рода войну в книге ожидал Форкосиган, но он приурочивал ее к смерти Эзара. Ее не случилось, а мы, мастера, решили, что она произошла вопреки его ожиданиям несколькими месяцами позже, во время мятежа Фордариана. Но и эта война буквально вчера завершилась. Цетагандийское посольство на Барраяре сегодня имеет большую заинтересованность в урегулировании ее последствий. Конечно, это случится не сегодня, но цетагандийцы знают массу интересных вещей для всех присутствующих.

В замке Форхартунг, где традиционно собирается Совет Графов, идет подготовка к встрече Императора Грегора и милорда Регента. Но они прибудут в столицу ближе к ночи. А с утра всем приглашенным в замок предстоит пройти процедуру проверки на право приветствовать своего государя. Высший свет должен быть чист от подозрений в заговорах и изменах, даже милордов графам следует дать объяснения лорду Аудитору, который имеет право вынесения приговора. Да, графов может осудить только Совет, но в данной ситуации никто не может считать себя в безопасности. Ведь большая часть графов находится не в столице и даже успела экстренно собраться и санкционировать полномочия лорда Аудитора Форобьева. Форобьев стал Аудитором несколько лет назад, при покойном императоре Эзаре, и всегда занимался исключительно политическими делами, связанными с высшими лицами Империи. Вместе с лордом Аудитором в столице находится группа сотрудников СБ, отобранных лично капитаном Иллианом, новым главой службы. Эти эсбшники имеют отдельные задания, возможно даже - обвинения, против лиц, не имеющих графского иммунитета. А еще есть криминалисты из муниципальной охраны Форбона, которые тоже загружены по самые уши.

Увы, миледи и милорды, господа и дамы, приглашенные в замок Форхартунг, скорее всего вас ждут не развлечения, о которых так трогательно будет мечтать через 23 года Айвен - леди и еда - а длительный и скорее всего неприятный разговор в казенном доме с человеком в форме.

Цели играющих и методы их достижения

Персонажи, представленные на игре, составляют различные группы, см. отдельный раздел правил. Естественно, цели и задачи для них различаются, но к общим задачам относятся такие очевидные как не погибнуть и не оказаться среди осужденных. Особенно - несправедливо осужденных, ведь, как все знают, система наказаний на Барраяре очень впечатляющая. Конечно, когда публично срывают знаки различия с мундира - это не так страшно, как публичное раздевание для голодной смерти в клетке: Но в этой игре персонаж может потерять и жизнь, и честь, и титул, и уважение окружающих. А юная леди в один час может превратиться из богатой невесты в бесприданницу, которая должна с родней следовать в ссылку "в деревню, в глушь, в Саратов" (или его барраярский аналог).

Игра не ставит перед игроком задачу добиться победы любой ценой, напротив, истинно выигравшим станет тот, кто сможет сохранить достоинство, собственную честь и моральные принципы, а может быть, и политические взгляды. Помните, лекцию прочитанную отцом сыну - честь и репутация?

Кроме того, мы предполагаем, что процедура "оценки" и взаимного приглядывания друг к другу представителей регентской власти и высшего форства будет в некотором роде обоюдной. Не только Аудитор готов будет ввынести вердикт о лояльности графов, но и графы - по выражению Грегора, "офицеры Империи, где император - только их капитан" - оценивают будущую позицию и политику Регента по действиям его людей, выбирая на будущее между формальной лояльностью, открытой оппозицией и сознательной искренней поддержкой.

Во время игрового действия могут возникать союзы и взаимно выгодные договоренности между персонажами. А может быть ситуация, где игрок ведет свою собственную линию интриг, вовлекая окружающих в нее для неблаговидных целей. В сущности, сам игрок выбирает стратегию и тактику своего поведения на расследовании, следует помнить, что нет команды "хороших" (аудитор, СБшники) и "плохих" (цетагандийцы, графы) ребят. И игра не сводится к драке между ними. Все контакты и связи могут пересекаться самым причудливым и невообразимым образом.

Заметим, что как и прежде, средствами достижения целей для персонажей предполагается прежде всего психология и политика, а никак не физическое воздействие. Несмотря на то, что в правилах игры прописаны такие понятия как "преступление", "оружие" или "смерть", мастерская группа не ждет и не желает на игре высокой смертности, повсеместного применения оружия и проявления массовой преступности. Все события, которые будут расценены как преступления, должны происходить с ведома мастеров, и они произойдут только для развития игры и никоим образом для ее разрушения, - а целью является воссоздание напряженной обстановки событий, описанных в романе "Барраяр", и создание ощущения реальности происходящего. Мы хотим получить обстановку сапсенса: напряженности и угрозы без массового кровопролития. Поэтому хотя вероятность неблагоприятного исхода для каждого потенциально присутствует, она не столь велика, чтобы игрок должен был всерьез готовиться к скорой гибели персонажа и выходу в новой роли.

И, наконец, мы хотим оговорить некоторые присуствующие в игре ограниченя. Во-первых, как и год назад, у нас сохраняется концепция "играющего мастера". Мастера выступают в ролях своих персонажей, поэтому их воздействие на события игры в значительной степени ограничено: в основном, так как исход игры заранее не предсказан и не предопределен, все идет как идет, ходы и повороты сюжета направляются исключительно игровыми методами и являются следствиями игровых же причин. Во-вторых, сюжет данной игры не является логическим продолжением игры Форкона прошлого года ("Год взятия Комарры"), хотя хронологически и относительно близок к ней. Поэтому события, не описанные в книге, но происшедшие на предыдущей игре, по умолчанию не существуют в данной реальности, если в легендах игроков не оговорено и не утверждено обратное.