На главную страницу Лоис М.Буджолд

Ответы ЛМБ на Gaylaxicon'е

Записки по памяти Anna R. Bradley (tpau@cs.brandeis.edu) о разговорах и выступлениях Буджолд
на конвенте Gaylaxicon (США, Бостон, Массачусетс, 1-4 июля 2005)

Оригинал: http://www.livejournal.com/users/tpau/tag/bujold
Переводила и компилировала А.Ходош

История и культура Барраяра

Вселенная Барраяра началась с Эйрела и той ситуации, которая объясняла его существование. Потом Лоис разработала этот мир.

Это феодальная культура, реализация стандартной схемы "затерянной колонии". Историческая модель - открытие Японии в эпоху Мейдзи [Прим. перев. - 2я половина 19 века].

В основе барраярской культуры лежит история заселения планеты консорциумом, который образовали четыре государства. Между прибытием 50 тыс. первопоселенцев и закрытием червоточины прошло очень короткое время, год-два. А потом наступили 700 лет Изоляции. Червоточина открылась примерно за 100 лет до времен Майлза.
Повторное открытие Барраяра принадлежит людям, которые вслепую искали П-В туннели.

Мутагенами служили как радиация после закрытия П-В туннеля (по крайней мере, все винили именно ее), так и местная флора.

Исходная колония погибла, а создать правительство можно было только при определенном уровне связи. Когда ее обитатели начали востанавливать свою технологию, центростремительные тенденции стали сильней. Именно император Дорка объединил страну (как Токугава Иэясу), и как только Дорка взял все управление в свои руки, вновь открылся туннель.

В течение примерно 15 лет Барраяр имел контакты с инопланетниками, посылал в галактику учиться студентов. Сын Дорки Ксав, подобно Петру Первому, отправился за пределы планеты получать образование. Майлзовское "полный вперед!" - это у него от Ксава.

А потом вторглись цетагандийцы. Цетагандийская оккупация Барраяра "написана с" России и Вьетнама. И когда она закончилось, наступило время ответной ксенофобии или интереса.
Лоис не знает, почему Цетаганда вторглась на Барраяр. У аут-леди должен был быть какой-то план, который и позволил этому случиться.

На Комарре своя собственная система управления по имперскому принципу (как вице-королевство).
Завоевание Комарры было прямым ответом на цетагандийское вторжение. Получив Комарру, барраярцы поняли, что должны защищать свое новое владение, и так был колонизирован Сергияр.

Уже много поколений не создавалось новых форов. Есть 60 Округов и столько же графов. Все семьи, насчитывающие много поколений, - форские. Есть множество форских фамилий, не имеющих отношения к правящим графам. Графы и их ближайшие родственники считаются высшими форами.

По ходу терраформирования делать новых графов было нежелательно. Вновь терраформированные земли являются имперскими или входят в императорскую собственность.

На Барраяре есть буржуазный средний класс, Майлз просто о нем не задумывается. И свой путь в класс форов можно купить - как дочери очень богатых семейств, выходящие замуж за форских сынков.

Для всяких официальных государственных процедур формулировки повторяются на всех 4 языках. Английский вариант - ведущий. К концу Периода Изоляции ведущим был русский. Для перевода повсеместно используются микропереводчики (earbugs).

Вообще-то Барраяр - метафора 20 века. Кое-где там есть гомофобия, а где-то нету.

Как что выглядит

На типичную барраярскую архитектуру можно полюбоваться в России, Испании м странах северной Скандинавии.

Лоис смутно себе представяет барраярские костюмы. Это значит, что мы можем вложить много своего в разработку их дизайна.

Длинные развевающиеся юбки, длиной до середины икр или до лодыжек. Жакет-болеро. Распахнутая верхняя одежда. Поверх носится множество разных жилетов и безрукавок.

Скорее юбки-солнце, чем многоклинки. Родовые цвета Домов. Серое - для вдов. Женщины стараются сочетать цвета своих платьев с мундирами мужчин. Волосы поднимаются высоко, закалываются ювелирными гребнями, а у молодых женщин - украшаются живыми цветами. Драгоценные броши с сигнальными устройствами в них.

Свадебные наряды - белые или кремовые.
Лошади на барраярской свадьбе традиционны, так что юбка с разрезами - самый обычный фасон.

Одежда в стиле Руритании и эдвардианской моды.
[Прим.перев.:
1) вымышленное королевство Руритания взято из "Пленника замка Зенда" Энтони Хоупа (1894). Визуально - примерно середина 19 века. Экранизирован в том числе 1952 году, так что явно мог быть одним из любимых детских фильмов Лоис.
2) Эдвардианская мода - конец 19 - начало 20 века, Великобритания, Эдвард YII: для женщин - силуэт "песочные часы", для мужчин - длинные прилегающие сюртуки/кители и высокие стоячие воротнички].

В народе женщины носят также моды начала 20 века: walking skirt (длинная свободная юбка-пятиклинка) и Gibson blouse (блузка с высоким воротом, кокеткой и пуговицами по спинке).

Какого рода ткани там есть, мы не знаем. Шелк - точно есть. Сюзан предположила тяжелую шерсть для юбок.

Комарра - широкие прямого покроя palazzo брюки (м.б. юбки-брюки для женщин?). Им там нет нужны беспокоиться насчет погоды.

На Бете жарко, поэтому уже много лет все носят саронги. Их фасон не меняется. Почти все ходят с открытым торсом, но на Барраяре накидывают пиджак.

На Цетаганде - многослойные развевающиеся мантии поверх просторных комбинезонов. Рисунки by tomas kenti. Гем-грим занимает все лицо.

Дендарийский мундир представлет собой "эйзенхауэровскую" куртку и свободные брюки, заправленные в десантные ботинки.

Другие миры

Колонию Бета тоже долго считали затерянной - это была единственная колония, заселявшаяся с помощью "корабля поколений" и предшествовавшая гиперпространственным путешествям: технологии скачковых кораблей еще не было. "Плетельщица снов" показывает начало этого мира.

Что случилось с Колонией Альфа? Она была основана примерно одновременно с Бетой, но столкнулась с биологическими проблемами. Никто не знает, что там случилось, но не выжил никто.

В этой вселенной уйма скрытых от нас миров, множество планет, но мы знаем по именам только полсотни и разработано только несколько культур. И множество из них получили свое развитие, потому что того требовал сюжет, но и потому, что Лоис любит декорации (мундиры и атмосфера, подобные Руритании из "Пленника Зенды").

Где у нас феминистки? На Бете и Эскобаре. В скучных местах, где ничего волнующего не случается.

Цетаганда - "овоцитарная" империя. Не мужчины стремяться завоевывать и распространять свой геном, но вместо этого гены допускаются внутрь социума. Эта империя в большой мере управляется женщинами.

Во времена Майлза инопланетянами будем мы, люди. Так широко распространится генная инженерия.

Маточные репликаторы, введенные в одной книге как декоративный элемент, зажили своей жизнью - свой выбор делают обитатели Цетаганды, Беты, Джексона и там далее.

Вселенная П-В туннелей более расчитана на оборону, чем на нападение.

О персонажах

Физически Майлз срисован с ее коллеги-фармацевта: такая же внешность, вплоть до ножных накладок, крупной головы и нервного тика нижней челюсти.

У Майлза не завелось бы собственных детей, пока у Грегора не родился наследник.

Леди Элис - продукт своей эпохи и образа жизни. После фордариановскго мятежа она куда хуже переносит идиотов. Она не то чтобы экстраординарная личность, но в своем роде великолепна, одна из людей с самого верха власти. Хотя не уникальна. Элис с Саймоном нет причин сочетаться браком, если только что-то не случится.
До "Памяти" близости между Элис и Саймоном не было.
Было бы очень любопытно посмотреть на что-то происходящее глазами Элис.

Лоис хотела сделать Катерину человеком творческим, но не смогла сделать ее писательницей-романисткой. Так что в конце концов она остановилась на садовнице. И много всего для этого изучила.

"Эйрел" произносится с открытым слогом, не как название Аральского моря.

Да, Байерли скорее всего бисексуален. Но Лоис понятия не имеет, пытадлся ли Ришар его изнасиловать.

Таура не покрыта мехом, ее просто так рисуют.

Что было дальше с масляными жучками? С ними все в порядке, но они мутировали. На них можно базировать самые разнообразные биотехнологии. А вообще-то масляные жуки - это символ плодородия.

Чалион

Писать "Священную Охоту" было трудно.

Вселенная "Чалиона" требует серии из 5 книг. Скорее всего, будет еще 2 чалионских книги, посвященных Отцу и Матери. И может быть, в них пойдет речь еще о двух новых странах.

Пятибожие и четырехбожие в мире Шалиона - это спор о дуализме. Лоис думает, что Платон был неправ. Мы не может запретить людям расставлять все по полочкам и равняться на то, что над нами.
Она хотела сконструировать религию, которая делит мир с легкостью на зло и добро. Но увы, люди внезапно изобретают дуализм, поэтому один бог может быть злом, но они сами - тянуться к добру. Хотя это словно отсечь себе же один палец.

Лоис очарована харатером Изабеллы Кастильской (да и Фердинанда); у них была такая интересная и романтическая жизнь.

в Чалионе носят одежды Испании 1470-1480 годов.

Новая книга

Новая вещь, фэнтези, любовный роман. Закончена на 3/4, книга двойного против обычного объема. Рабочее название "Даг и Фоун"; называться будет, возможно, "Нож разделяющий".
Нынешняя книга - одиночная, но может перерасти в сериал.

Лоис хочет писать о вере и религиозных мотивах, но не может это сделать с Майлзом.
Ей хочется всерьез заняться в книге социальной функцией религии и мистицизмом. Эти вещи до сих пор всерьез не прорабатывались там, особенно в D&D фэнтези.