На главную страницу Лоис М.Буджолд

"Военно - полевой романс"

Владислав Гончаров


Наверное, описание истории любви двух людей, принадлежащих к враждующим странам и армиям, вполне можно отнести к жанру мелодрамы. Иногда - трагической мелодрамы. Да и в мировой литературе произведений с таким сюжетом было уже довольно много - достаточно вспомнить классический рассказ Бориса Лавренева "Сорок первый".

"Осколки чести" (1986) - первая книга Лоис Макмастер Буджолд. По собственному признанию автора, изначально она писалась именно как дамский роман a'la Джорджетт Хейер и в первоначальном варианте имела куда больше элементов развлекательной исторической мелодрамы. Здесь действительно есть все необходимые для оного жанра элементы. Отважный герой-полководец - умный, благородный и не слишком счастливый в личной жизни. Феодальный мир планеты Барраяр, где благородство и верность замшелым, но красивым традициям играют куда более важную роль, чем в нашем мире. Есть, конечно же, военные подвиги, запутанные политические интриги и грандиозные космические сражения. А также есть раздирающее главного героя, командора Эйрела Форкосигана противоречие между долгом (перед Императором и перед своей страной), совестью и... и личной жизнью.

В этом смысле для капитана Корделии Нейсмит все обстоит гораздо проще. Корделия - человек вообще не военный, но на Колонии Бета настоящих военных нет совсем. Богатейшее государство в гуманоидной вселенной, страна победившего "шведского социализма", Колония Бета не умеет и не любит воевать. При необходимости же военных действий храбрость и отвагу солдат ей заменяет высочайший уровень техники и самые стабильные в Галактике финансы.

Однако оборотная сторона этой социальной философии - отсутствие у жителей процветающей и гуманной Колонии Бета не только элементарных представлений о воинском долге и воинском порядке, но и о военной этике. Как офицер, Корделия абсолютно ничего не может поделать, если ее подчиненные откажутся выполнять приказы. Но куда хуже то, что бетанцы совершенно не способны уважать противника.

"У нас сейчас всех барраярцев считают военными преступниками... Тебе было бы трудно избежать расправы разъяренной толпы." Между прочим, такой социопсихологический нюанс создает идеальную почву для расцвета самой грязной (и глупой) шовинистической пропаганды - подобная ситуация весьма наглядно описывается в истории возвращения Корделии домой из барраярского плена. Социологический парадокс - реакция демократической Колонии Бета на свою победу в Эскобарской войне выглядит куда менее достойно, чем реакция тоталитарного Барраяра на свое поражение.

Кстати, в "Барраяре" - следующем романе этого же цикла - Корделия с невероятным удивлением узнает, что за свои подвиги пользуется на враждебном Барраяре весьма немалым уважением. Поистине, к войне, занятию серьезному, штатских лучше не допускать - не то они таких дров наломать могут!

Впрочем, на Барраяре тоже есть очень разные люди. И средневековая система, ставящая во главу общества касту военных дворян-форов, отнюдь не во всех своих проявлениях смотрится столь же благородно. Взять хотя бы смутно родное нам Министерство политического воспитания, глава которого носит подозрительно русскую фамилию Гришнов, а представители -"политофицеры" (читай - "особисты") - присутствуют во всех военных частях и вызывают стойкую ненависть у боевых офицеров. Хотя, с другой стороны, именно неоднозначность политической структуры Барраяра делает необходимым для этой системы существование людей, способных ориентироваться в сложных и неоднозначных ситуациях не по законам и обычаям, а в соответствии с такими "дворянскими" понятиями, как долг, честь и совесть. Стоит обратить внимание, что для бетанцев в их абсолютно свободном обществе необычайно важную роль играет религия - не Церковь, а индивидуальная вера в Бога. В то время как барраярские персонажи (Эйрел Форкосиган, император Форбарра) прямо заявляют о своем атеизме. Им просто не нужен этот моральный протез: сверхличной цели - Долга, служения Империи, - для них оказывается вполне достаточно.

Впрочем, опальный адмирал Эйрел Форкосиган предпочитает руководствоваться только честью - слишком часто хитрый император Форбарра использует понятие долга для грязных (хотя и необходимых) политических операций, и слишком глубоко этот долг вступает в противоречие с личной честью.

А может быть, адмирал просто слишком одинок в жизни, и потому - незащищен от окружащего мира, не имеет стабильной опоры вне его. И внезапная любовь к Корделии, вспыхнувшая в самых неподходящих обстоятельствах и в самое неподходящее время, является для него единственным спасением, способом собрать воедино осколки его рассыпавшейся барраярской системы ценностей.

Надо заметить, что все вышеизложенное выглядит в тексте романа вовсе не самоцелью, а, скорее, антуражем - приправой к великолепно описанным динамичным приключениям в дебрях неисследованной планеты, на боевом корабле в разгар космического сражения, в лагере для военнопленных... Кажется, фантазия автора и его умение не давать читателю скучать поистине неистощимы - настолько, что даже на описания природы, обстановки и прочих деталей окружающего мира не остается ни времени, ни места. Впрочем, это вовсе не означает неумения писать художественный текст или бедности литературного языка. Напротив, мало в каких произведениях фантастики (и не только фантастики) я встречал такую точность и лаконичность в описаниях, такое множество коротких и емких формулировок, афористичных почти до гениальности. Их просто хочется выписывать в блокнот - чтобы цитировать при удобном случае.

Хотя с определением главного и второстепенного у Буджолд я, похоже, слегка переборщил. Создается впечатление, что если бы автору предложили придумать вялый и заумный сюжет, Буджолд восприняла бы это как оскорбление - для себя и для читателя. Мысль и действие для нее просто неразделимы. Именно таким образом и получается тот редкий сплав, что известен под названием "интеллектуального боевика". А главное - закономерный хэппи-энд вовсе не является завершением романа. Ведь впереди еще по крайней мере десять книг продолжения!

май 1999


Об авторе

Владислав Львович Гончаров
Автор и журналист
Родился в Свердловске в 1970 г. Не окончил два института - Свердловский государственный медицинский и Уральский государственный педагогический. Работал в журнале "Икар". Активист КЛФ-движения, движения ролевых игр. С 1996 года проживает в Санкт-Петербурге. Сотрудник издательства "Terra Fantastica"