На главную страницу Лоис М.Буджолд

НА КНИГУ ЛОИС МАКМАСТЕР БУДЖОЛД "КОМАРРА"

Владислав Гончаров

© "о3он"


Интересно, можно ли назвать нудным и скучноватым роман, всю затянутость которого осознаешь, лишь перелистнув последнюю страницу?

В новом (и, по слухам, окончательно последнем) томе бесконечной саги о Майлзе Форкосигане Буджолд, признанный мастер закрученной военно-политической интриги, скатилась-таки в кондовое бытописательство. Пусть и слегка разбавленное вялой детективной интригой. Однако то, что роман "Комарра" слишком велик для своего простенького сюжета, читатель осознает лишь в самом конце - ибо книга все равно проглатывается залпом и с немалым удовольствием. Может быть, в этом и кроется талант автора - в умении поддерживать напряженность сюжета не только голой интригой и нагромождением событий, но и способностью заставить читателя сопереживать героям и относиться к их болям и радостям, как к своим?

А может быть, Буджолд просто-напросто позавидовала лаврам Агаты Кристи и решила поэкспериментировать в жанре интеллектуально-психологического детектива. По крайней мере, завязка сюжета вышла вполне викторианская. В системе Комарры, через которую идут все связи Барраяра с внешним миром, произошла катастрофа - космический грузовик протаранил солнечный отражатель, дающий значительную часть света этому миру, только еще начинающему создавать на поверхности планеты пригодную для человека природную среду. Вся программа терраформирования поставлена под удар. Что это - несчастный случай, диверсия комаррских экстремистов, борющихся против барраярской оккупации, или что-то еще? Для расследования происшествия на Комарру прибывают два Имперских Аудитора, личных представителя Императора Грегора. И один из них - отставной капитан Службы Безопасности Майлз Форкосиган...

В тридцать лет оказаться в отставке, комиссованным по причине полной непригодности к дальнейшей службе - тяжелейшее испытание для хитроумного маленького уродца и военного гения, безнадежно искалеченного романтического мальчишки, чья личная жизнь так и не сложилась, а подвиги навсегда останутся погребены в секретных отчетах барраярской контрразведки. Но Буджолд слишком уж любит своего героя, поэтому последний роман саги о Майлзе должен обязательно закончиться хэппи-эндом. "Предатели нашли свой бесславный конец, влюбленные счастливо пошли под венец". Поэтому, когда на первых же страницах появляется героиня - причем, не эпизодическая, как в прошлых романах, а главная - становится ясно, что наконец-то Майлзу должно улыбнуться счастье в личной жизни.

Конечно, не сразу - иначе не было бы никакого интереса. Сначала герои должны пережить обязательную цепь "страшных опасностей и ужасных приключений", оказаться в лапах террористов и сорвать готовящуюся диверсию, куда более ужасную, чем просто гибель солнечного отражателя.

Верная своим принципам, Буджолд снова углубляется в этические проблемы политики, показывая, как благородное стремление патриотов к избавлению от колониального ига заставляет честных и в общем-то не желающих насилия людей идти на все более масштабные и кровавые преступления. Таким образом можно опорочить любое антиколониальное движение. Но ведь давно известно, что автор стоит на заведомо проимпериалистических позициях и здоровый феодальный Барраяр ему куда милее, чем гнилая торгашеская демократия Комарры. Демократия эта, между прочим, в свое время за немалую мзду пропустила на Барраяр через свои пространственные туннели цетагандийскую армию вторжения. Да и сама приняла участие в интервенции - разделив таким образом вину за гибель пяти миллионов барраярцев.

Словом, каждый найдет в этой книге что-нибудь для себя. А любители романтических мелодрам смогут утешиться - отныне у Майлза будет все в порядке, он сможет отойти на покой, удалиться в поместье и посвятить остаток своих дней семье и заботам о детях и внуках. "Жили они долго, счастливо и..."

А не скучно ли это будет самому автору, вознамерившемуся покончить со своим героем путем женитьбы? Можно ли поверить в то, что тот сумеет усидеть в Форкосиган-Сюрло более трех лет? Скоро ли взбунтуются читатели? И не придется ли Лоис Макмастер Буджолд вновь извлекать на свет своего героя - как сэр Артур Конан Дойл извлек Шерлока Холмса со дна Рейхенбахского водопада?

июнь 1999