На главную страницу Лоис М.Буджолд

"Майлз Форкосиган и Дорога из Желтого Кирпича"

Василий Владимирский

© "о3он"


Итак, этот момент наконец настал. Майлз Форкосиган, сын барраярского аристократа и феминистки с Колонии Бета, в прошлом - авантюрист, разведчик и сорвиголова, ныне почтенный Лорд-Аудитор, собирается жениться. И не он один: подыскал себе достойную пару Грегор, молодой император Барраяра, собираются замуж Кирен, дочь майора Куделки, даже записной донжуан Айвен начинает задумываться о будущем. Короче, Танатос, столько лет властвовавший умами героев Лоис Макмастер Буджолд, наконец уступил место Эросу - процесс естественный, но на мой взгляд, слегка подзадержавшийся.

Наверное, роман "Гражданская кампания" действительно стал настоящим подарком фанатам Форкосигана, внимательно читающим каждую книгу "барраярского цикла" и помнящим наизусть всех родственников и знакомых кролика... то есть, пардон, Майлза. Но тем, кто без особого энтузиазма относится к этой специфической "семейной саге", нелегко продраться сквозь многочисленные отсылки к предыдущим томам и туманные намеки на якобы общеизвестные обстоятельства. В отличие от предыдущих повестей и романов цикла, "Гражданская кампания" написана, прежде всего, для узкого круга своих, посвященных и просвещенных. Для тех, кому Майлз стал близок и понятен, словно член семьи. Остальным же читателям предстоит долго блуждать впотьмах, то и дело сверяясь с кратким Майлзовым житием в конце книги.

Но так уж устроен мир, что на каждый минус приходится свой плюс. На мой взгляд, новый роман Буджолд менее универсален, чем предыдущие ее вещи, переведенные на русский язык. Зато некоторая приторность, в той или иной степени свойственная всем книгам о Барраярской империи, здесь наиболее уместна. Согласитесь, когда Майлз страдает от застарелых подростковых комплексов среди пуховых перин загородного дома - это куда естественнее, чем когда то же самое происходит на фоне широкомасштабной кровавой бойни, когда вокруг каждый день рвутся снаряды и гибнут люди, настоящие живые существа из плоти и крови. Когда инстинкт самосохранения выходит на первый план, становиться как-то не до сантиментов...

Казалось бы, есть за что раскритиковать книгу, в которой на протяжении пятисот с лишним страниц главный герой решает, стоит ли делать предложение любимой женщине. Хотя бы за излишнее потакание вкусам любителей "дамских романов". Но не хочется. Помню, как жаль мне было в детстве расставаться с полюбившимися героями из "Волшебника Изумрудного Города" Волкова. Буквально до слез. Элли, Тотошка, Страшила, Лев, Железный Дровосек... Это вместе с ними я сражался с саблезубыми тиграми и злым волшебством, преодолевал леса и широкие реки. Я сжился с ними, они стали моей частью - и, полагаю, не худшей. Несмотря на всю наивность этой сказки, видимую даже 13-летнему школьнику. Раньше мне казалось, что такое возможно только в детстве... Оказывается - нет. Майлз Форкосиган стал одним из героев, с которыми, несмотря на всю их картонность, не хочется расставаться многим умным, эрудированным и многое повидавшим взрослым людям. Прекрасно понимающим, что на самом деле война - не самый подходящий фон для мыльной оперы или подросткового романа, что это прежде всего кровь, боль и ужас, вонь разлагающейся плоти и сводящее с ума ожидание смерти, которая может настигнуть в любой момент.

По крайней мере, я не буду тем, кто кинет камень в автора, честно пытающегося оттянуть расставание читателей с любимым героем.

октябрь 2000