На главную страницу Лоис М.Буджолд

Рецензия на роман "В свободном падении"

Владислав Гончаров


Строго говоря, роман "В свободном падении" не входит в сериал о великом стратеге и неподражаемом игроке в военные игры Майлзе Форкосигане. С циклом о Форкосигане роман связан лишь косвенно - действие его происходит в том же мире, но за много десятков (а возможно, сотен) лет до рождения Майлза. Пространственно-временные тоннели лишь начинают осваиваться, а Земля все еще является центром Вселенной. Земные колонии же только-только начинают приобретать самостоятельность.

Впрочем, это роман не о космических путешествиях и звездных войнах. Подобно многим другим произведениям Буджолд, он представляет собой психологическую драму, разве что на этот раз гораздо более жесткую. А в центре этического конфликта поставлена проблема, весьма актуальная для нашего уходящего века: интеллигент и фашизм.

Слово "фашизм" может показаться здесь слишком нарочитым. Но в том-то и дело, что для действий могущественной корпорации "Галак-Тэк" иные термины кроме "фашизм" и "геноцид" подобрать затруднительно. Однако начнем с самого начала.

Искусственная раса раса квадди - людей, приспособленных к жизни в невесомости и абсолютно беспомощных в условиях гравитации - создана не ради научного любопыттва, а со вполне прагматичными целями. Четверорукие квадди могут работать там, где биология и физиология не позволяет долго находиться обычным людям - поистине сокровище для корпорации, занимающейся монтажем космических сооружений. Поэтому квадди должны стать рабами "Галак-Тэк" - только не на плантациях, а на галактических стройках. Рабами добрыми, миролюбивыми, послушными и абсолютно не представляющими себе иной жизни. Словом, мечта сеньора Леонсио... И вся организованная для квадди система воспитания подготавливает их к такой участи. Они не знают понятия частной собственности, не представляют себе жизни вне коллектива, любят работу, по-детски восторженны и обожают учиться. Не правда ли, чудится в этом что-то до боли знакомое? Впрочем, даже Лео Граф, крупный инженер компании, получивший задание обучить бригаду квадди навыкам космических монтажников, вохищен царящей на станции Утопией и просто не может нарадоваться на своих учеников.

Однако "родимые пятна тоталитаризма" начинают проявляться слишком быстро. Нет, Буджолд ни словом, ни мыслью не собирается развенчивать Утопию. Но даже политически наивный Лео Граф не может не замечать, что отношение "управленцев" компании к еще более наивным квадди слишком далеко ушло от принятых в цивилизованном обществе моральных норм. Четвероруких воспринимают даже не как детей, а как неких разумных животных, с которыми допустимы любые манипуляции и эксперименты. Девушку-квадди могут разлучить с любимым и "случить" с другим производителем ради "генетического эксперимента" - конечно же, для блага науки! Кто здесь может быть против Науки?

Для Лео естественно смотреть на квадди как на таких же людей, как и он сам - но инженер с удивлением и ужаом обнаруживает, что функционеры "Галак-Тэк" вовсе не разделяют его мнения. Нет, четвероруким могут умиляться, их даже будут любить - но только как домашний скот. Да и то только до тех пор, пока этот скот остается послушным. Любое же неповиновение, любое, пусть даже неоформленное, стремление к естественным человечеким правам, воспринимается черной неблагодарностью и вызывает у людей компании бурю праведного возмущения: сколько в этих квадди вложено сил и стараний, а они имеют наглость быть недовольными! Наверное, так же возмущались добрые вирджинские плантаторы из "Унесенных ветром", когда столь любимые ими негры-рабы неожиданно начинали бунтовать...

Впрочем, вопрос о любви проясняется довольно скоро. Из колонии Бета (будущей родины Корделии Нейсмит) приходит сенсационное известие о создании исскуственной гравитации. Отныне проблема невесомости решена - и получается, что квадди больше не нужными никому. Десятки лет работы, множество сил и средств оказываются израсходованными впустую, на развитие тупиковой технологии. Что же, в науке это случается не столь редко.

Но проблема оказывается в том, что выпустить квадди из-под своей юрисдикции "Галак-Тэк" уже не может. На большинстве планет существует очень настороженное отношение к генетическим мутантам, и предоставление четвероруким рабам свободы грозит компании большими неприятностями. Однако продолжать тратить средства на ставший уже бессмысленным проект, да еще в условиях вызванного новым изобретением кризиса технологий, "Галак-Тэк" тоже не намерена. И руководство компании принимает прагматичное решение - деятельность станции свернуть, а квадди отправить вниз, на планету, в наскоро переоборудованные лагеря. То, что приспособленные для невесомости существа не смогут жить в условиях гравитации, никого не волнует. Пусть помирают - компании уже не до них, она терпит убытки!..

И в этой ситуации грань между любовью учителя и любовью плантатора становится наиболее наглядной. Красивые слова остаются позади, а люди становятся перед выбором: подчиниться распоряжению начальства, умыть руки и сохранить жалованье - или совершить то, что подсказывает совесть. Пусть даже рискуя всем, что у тебя есть.

Роман завершается хэппи-эндом. Безумный бунт квадди, возглавленный инженером Графом и доктором Минченко, чудом приводит к успеху. Правда, достойным интеллигентам приходится прибегнуть к космическому пиратству - а что делать, если ситуация не дает им другого выхода? Космическая станция, ставшая домом для четвероруких, на буксире у захваченного грузового корабля покидает ненавистную звездную систему и уходит в п-в-тонннель, чтобы найти себе пристанище в другом месте. Космос пока еще велик и есть надежда, что новорожденную цивилизацию квадди оставят в покое.

20.01.99