На главную страницу Лоис М.Буджолд |
"Спасительная святость"
Вместо эпиграфа:
-Только умоляю вас, не читайте аннотаций, напечатанных в книгах.
-Так ведь других нет.
-Вот никаких и не читайте!
У меня есть своя версия причины, по которой Буджолд не только решила написать продолжение "Проклятия Шалиона", но и выбрала в качестве главного героя (а точнее - героини) рейну Исту. Причина эта заключается все в той же "женскости" произведений Буджолд. Она физически не могла оставить без заслуженной награды женщину, на долю которой выдалось столько испытаний, сколько пришлось пережить Исте. Несмотря на то, что ей в "Паладине душ" уже сорок лет, настоящей жизни она так и не увидела. Юной девушкой она стала невестой рея (по сути - королевой государства), родила ему двоих детей еще не зная о проклятии, довлеющем над королевским родом Шалиона. Затем был черный период в ее жизни, когда она, узнав о проклятии, пыталась (как и любая мать на ее месте) что-то сделать (не для себя, конечно же) для того, чтобы ее дети смогли избежать проклятия. Ее совесть приняла на себя убийство ди Льютеса - любовника своего мужа и одного из лучших дворян королевства, исполнявшего обязанности канцлера.
Именно две эти вещи - бремя убийства ди Льютеса и желание дать заслуженный отдых (и настоящую Жизнь и Любовь, которой она была лишена все эти годы) и стало, на мой взгляд, причиной побудившей писательницу снова сесть за новую книгу и сделать главным героем (к некоторому разочарованию читателей первого романа) не Кэсерила, ставшего канцлером, а вдовствующую рейну Исту.
Еще в "Проклятии Шалиона" Иста предстает перед читателем отчужденной умалишенной убитой горем (еще бы - со смертью мужа она утратила свое высокое положение в обществе и вынуждена нести вечный траур вдали от всех) женщиной, разговаривающей сама с собой. Только счастливое обстоятельство - встреча с Кэсерилом, который к тому времени уже обладал вторым зрением, появившемся в результате божественного вмешательства, спасло и ее, и Кэсерила, и в конечном итоге, весь Шалион от гибели. Писательница искусно вела своего читателя, заставляя его сомневаться в разумности Исты. И вместе с Кэсерилом читатель убеждался в том, что безумная рейна вовсе не безумна - она в плену собственных служанок, которые только и делают, что "оберегают" свою госпожу от лишних волнений.
Но это все вступление. А что же ждет нас в "Паладине душ"? Главное тут не читать аннотацию, потому что она настолько же лжива, насколько бестолкова. Нет, слова правды там есть - издатели не переврали имена персонажей и роман действительно получил дубль высших премий в американской фантастике - "Хьюго" и "Небьюлу". В остальном... в общем не читайте. И не потому, что получите недостоверную информацию, а просто - ну не едите же вы десерт перед основным блюдом? Ну вот. А сейчас я скажу ересь - я не считаю роман "Паладин душ" настолько хорошим, что он достоин этих премий, но процедура литературных премий - вообще вопрос спорный (кто в курсе, тот знает), поэтому лучше остановлюсь на том, что "Паладин душ" роман хороший, практически независимый (то есть можно читать независимо от знакомства с "Проклятием Шалиона", хотя и желательно) от первого романа цикла и никаким образом не вторичен по отношению к нему. именно благодаря выбранной писательницей сюжетной линии.
Нет, разумеется, ди Кэсерил в романе упоминается и всегда, когда это происходит, Буджолд удается создать это невероятное ощущение уверенной силы и здравого прямо таки государственного мышления. К слову сказать, именно такое ощущение есть в удостоенном премии "Барраяре", когда Майлз, харизматичнейший Майлз Форкосиган появляется на последних страницах романа и мгновенно "перетягивает" на себя все внимание читателя.
Итак, ждет нас во втором романе о Шалионе путешествие. Точнее - паломничество, в которое отправляется рейна Иста, чтобы вернуть... себя себе. Ей надо вырваться из своей золотой клетки и она, в лучших традициях персонажей Буджолд (за что я и обожаю ее как писательницу) решает свои проблемы самостоятельно, делая честь многим мужчинам, живущим среди нас здесь и сейчас. Не знаю почему (возможно, это и есть авторский стиль, выделяющий писательницу), но мне эволюция сюжета "Паладина душ" отчего-то сильно напомнила тактику Майлза в "Цетаганде". Помнится, там она заключалась в том, чтобы как можно глубже увязнуть в проблеме, и тогда, взяв волю в кулак и мобилизовав все свои организаторские таланты, разрешить ситуацию раз и навсегда. Именно это и происходит с путниками в пути. Они попадают из одной переделки в другую и в итоге останавливаются в пограничном замке, который принадлежит... сыну ди Льютеса (начинаете улавливать, да?) Более того, о том, что развязка произойдет именно здесь и главная загадка романа кроется именно тут становится понятно и Исте, и читателям. Не раскрывая тонкостей сюжета, скажу, что на этот раз Буджолд, поселившая демона в тело Кэсерила в первом романе, и заставившая его трижды умереть за дом Шалиона, превзошла сама себя! Читателя ждет еще более запутанная теологическая шарада и еще более сложный магический парадокс, который предстоит разрешить именно Исте.
И хотя финал нельзя назвать оптимистичным - не все останутся в живых, в целом роман нельзя назвать слабым (при том, что, как я сказал, он не дотягивает до такого уровня, чтобы "честно" получить высший дубль). Он просто другой. Плюс на читавшего всегда накладывается неизбежное и подсознательное желание встречи с полюбившимися героями. Поэтому их отсутствие способно вызвать ощущение обманутых ожиданий. С одной стороны - это фэнтези, с другой - детектив, с третьей (моя собственная версия) - попытка писательницы исправится за все те несправедливости, которые она наслала на персонажей своего первого романа шалионского цикла. Кстати, действие третьего романа Буджолд из этой серии - "Священная охота" (The Hallowed Hunt) тоже сюжетно не связано с предыдущими. Книга вышла в 2005 году и, зная политику наших издательств, можно ожидать перевод не раньше осени 2006 года. И при всем желании прочесть новые приключения Форкосигана, я с огромным желанием открою третью книгу писательницы, которая в третий раз проведет меня пыльными дорогами Шалиона.
январь 2006